Самообразование педагога
Учитель – это человек, который учится всю
жизнь, только в этом случае он обретает право учить.
В. М. Лизинский
Качество обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без постоянного самообразования учителя. Самообразование как процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности является потребностью творческого и ответственного человека любой профессии, тем более педагога. Учитель должен учиться постоянно, потому что перед ним в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которых учитель 21 века - это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- тот, кто умеет отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- тот, кто способен организовать рефлексивную деятельность;
- тот, кто обладает высокой степенью профессиональной компетенции.
Самообразование – это непрерывная целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных достижений педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Способность к самообразованию учитель не получает вместе с дипломом вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого педагога, но не в меньшей степени она вырабатывается в процессе работы с источниками информации, путем самоанализа, мониторинга своей деятельности, анализа опыта коллег.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные принципы самообразования:
- непрерывность;
- систематичность;
- последовательность.
- целенаправленность;
- настойчивость;
- результативность;
- интегративность;
- единство общей и профессиональной культуры;
- взаимосвязь и преемственность;
- доступность;
- опережающий характер;
- перманентность перехода от низкой ступени к высшей;
- вариативность и др.
Основные направления самообразования:
-профессиональное (предмет преподавания);
-психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
-психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
-методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
-правовое;
-эстетическое (гуманитарное);
-историческое;
-иностранные языки;
-политическое;
-информационно-компьютерные технологии;
-охрана здоровья;
-интересы и хобби.
Источники самообразования
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Источники получения знаний:
-телевидение;
-газеты, журналы;
-литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
-интернет;
-видео, аудио;
-платные курсы;
-семинары и конференции;
-мастер - классы;
-мероприятия по обмену опытом;
-экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
-курсы повышения квалификации;
-путешествия.
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования учителя
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
-Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
-Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
-Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
-Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
-Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
-Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования:
-систематический просмотр определённых телепередач;
-чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
-обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
-решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
-посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
-дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
-изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
-систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
-проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
-организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
-изучение информационно-компьютерных технологий;
-посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
-ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Результаты самообразования
В личном плане самообразования учителя обязательно сообщается список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Результаты самообразования отслеживаются педагогом на каждом этапе работы.
Самообразовательная деятельность должна привести к следующим результатам:
- приобретение теоретических знаний;
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, аналитические статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления на МО, семинарах, форумах и т.д.;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- создание учебных комплектов;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий по собственным, новаторским технологиям;
- создание педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
- педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
- программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
- педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Организация процесса самообразования
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1-й этап – установочный. Он предусматривает:
- создание определённого настроя на самостоятельную работу;
- выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы;
- формулирование личной индивидуальной темы;
- осмысление последовательности своих действий, т.е. составление личного плана работы по самообразовательной теме.
2-й этап – подготовительный. На данном этапе осуществляется:
- теоретическое исследование проблемы путём изучения психолого-педагогической и методической литературы;
- создание тезисной картотеки изученной литературы;
- выступление на заседаниях МО, педсоветах по выбранной проблеме образования;
- отчёт по теме самообразования.
3-й этап – практический.В ходе этого этапа происходит:
- накопление педагогических фактов, их отбор и анализ;
- апробирование новых методов работы, постановка экспериментов;
- краткое описание полученных результатов;
- отчёт по теме самообразования.
4-й этап - заключительный.Он предусматривает:
- анализ и оценку результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и рекомендаций для коллег;
- литературное оформление материалов работы по самообразованию(брошюра, аналитическая статья, обобщение опыта работы и т.д.);
- отчёт о полученных результатах перед коллегами (открытый урок, творческий отчёт, семинар-практикум, мастер-класс и др.)
Структура папки по самообразованию
- Титульный лист.
- Содержание.
- Пояснительная записка.
- Технологический план-график самообразования.
- Оценка эффективности самообразовательной работы.
- Механизм презентации достигнутых результатов.
- Список использованных источников (литература, ресурсы интернета и др.).
- Приложения.
Рекомендации по разработке самообразовательной темы (программы)
- Оформление титульного листа (в верхней части страницы указывается учреждение образования; по центру – тема самообразования; ниже справа – ФИО и должность занимающегося самообразованием; в нижней части по центру – место и год выполнения работы).
- Название темы должно исходить из профессиональной проблемы учителя. Её формулировка должна быть короткой, ёмкой, отражающей содержание предстоящей самообразовательной деятельности. Например: «Технология обучения школьников культуре речевого общения»
- Пояснительная записка:
-тема самообразования;
- обоснование выбора темы (проблемы), уровень её решённости на момент создания программы, актуальность её решения, новизна работы для самообразующегося и для всего образования;
- цель;
- задачи;
- теоретический базис;
- ценностный блок;
- принципы работы по самообразованию;
- тезаурус (словарь основных понятий по теме самообразования).
- Цель: в глобальном масштабе
в общепедагогическом плане
в дидактическом плане.
Например: 1. Создать условия для адаптации учащихся к постоянно изменяющимся требованиям общественного развития (глобальная).
2. Приобщить учащихся к культурным ценностям (общепедагогическая).
3. Создать условия для развития творческих способностей учащихся (общепедагогическая).
4. Овладеть умениями для решения проблемы … (дидактическая).
5. Повысить эффективность учебного процесса за счёт … (дидактическая).
- Задачи: (должны ответить на вопрос «Как достичь цели?»)
- познавательные задачи;
- развивающие задачи;
- мотивационные задачи;
- социально-педагогические задачи;
- обучающие задачи;
- эстетические задачи;
- оздоровительные задачи.
Ключевые слова для формулировки задачи (оказать, отработать, освоить, организовать, создать, внедрить и т. д.)
- Теоретический базис программы представляет собой указание изученных трудов и их основных положений, т.е. создание тезисной картотеки изученной литературы.
- Ценностный блоксодержит информацию о том, что было для самообразующегося важным, и прогнозируемые результаты.
- Технологический план-график самообразования
Этапы |
Шаги |
Время |
Содержание |
Механизм реализации |
Результат |
|
|
|
|
|
формы |
методы |
продукты деятельности |
Механизм реализации (как освоить содержание: методы и формы)
- Механизм презентации достигнутых результатов: выступления на заседаниях МО, форумах, семинарах, педсоветах, сообщения, доклады, участие в конукрсах, открытые мероприятия, собеседования и др.
- Приложения
- Аналитическая статья (доклад), написанная на основе изучения ряда теоретических и практических источников.
- Практико-методические материалы, разработанные или обнаруженные в литературе (таблицы, планы, методические рекомендации, практические разработки и др.)
Приложение 2
Технологический план-график самообразования по теме «Внеурочная работа с одарёнными учащимися по русскому языку и литературе»
Этапы |
Шаги |
Время |
Содержание |
Механизм реализации |
Ресурсы |
Результаты (продукция) |
|
Формы |
Методы |
||||||
I Подготови-тельный |
Теоретическое исследование проблемы, изучение специальной литературы |
Постоянно |
Отбор необходимой литературы, ознакомление с основными теоретическими положениями, обобщение полученных теоретических знаний. |
Работа в интернете, библиотеке, переработка полученной информации, консультация у методиста, преподавателей высшей категории. |
Классификация, анализ, систематизация, обобщение. |
Методическая и психолого-педагогическая литература, интернет, научно-методический журнал «Русский язык и литература». |
Список литературы по проблеме, приобретение теоретических знаний, создание тезисной картотеки изученной литературы. Отчёт о проделанной работе на данном этапе. |
II Практический
|
Апробация новых методов и приёмов работы с одаренными детьми во время факультативных занятий, занятий в микрошколах, подбор дидактического материала.
|
2011-2013 учебные годы |
Соединение теоретических знаний и практических: отбор форм, методов и приёмов работы с одаренными учащимися, применение их на практике. Решение упражнений, тестов и др. заданий повышенной сложности или нестандартной формы. |
Переработка информации, самостоятельная работа, консультации и обмен опытом с заинтересованными в этом вопросе педагогами и методистами. |
Анализ и синтез. Практическое применение. |
Наработанные материалы, мероприятия по обмену опытом. |
Расширение круга знаний по проблеме, накопление дидактического материала для работы с одаренными детьми вне урока, создание индивидуальных программ работы с одаренными учащимися, разработка и проведение открытых занятий микрошколы. |
IIIЗаключительный
|
Подведение итогов, обобщение наблюдений, оформление результатов, определение перспектив в работе. |
2012-2013 учебный год |
Диагностика эффективности проделанной работы |
Открытые занятия микрошколы, факультативные занятия, презентация материалов. |
Обмен опытом, анализ и обсуждение. Разъяснение. |
Наработанные материалы, созданные индивидуальные программы работы с одарёнными учащимися, банк заданий для одаренных учащихся по разделам языкознания. |
Выводы, обобщение опыта работы по самообразовательной теме. |
Приложение 3
Примерные темы для самообразования
- Формирование творческой личности.
- Организация работы с одарёнными детьми.
- Личностно-ориентированный подход к воспитанию.
- Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.
- Технология индивидуальной работы с учащимися.
- Формирование коммуникативной компетентности учащихся.
- Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся.
- Формирование физического воспитания школьников во внеурочное время.
- Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.
- Организация профориентационной работы в школе.
- Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащихся.
- Игра как важное воспитание школьников.
- Игровые моменты на уроках математики.
- Развитие культуры речи на уроках литературы.
- Развитие активности, самостоятельности, ответственности учащихся на основе деятельностного подхода к обучению.
- Развитие личности ребёнка, его способности, мотивация учения и учебной деятельности.
- Информационные технологии обучения школьников.
- Пути совершенствования работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием.
- Пути совершенствования работы по преемственности между первой и второй ступенями общего среднего образования.
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся пятых классов.
- Изучение психологических особенностей младших школьников – важнейшее условие повышения эффективности обучения и воспитания.
- Эффективные средства развития критического мышления школьников.
- Проектная деятельность учащихся.
- Повышение мотивации учащихся к овладению устной иноязычной речью на уроках и во внеурочной деятельности.
- Технологии обучения современным речевым нормам изучаемого языка.
Индивидуальный план самообразования
на ________________ учебный год
Учителя ________________________________________________________________
Ф.И.О. _________________________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)_______________________ _______________________________________________________________________
Когда обучался на курсах _________________________________________________
Самообразовательная работа над темой
Единая методическая тема школы__________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Индивидуальная тема самообразования: _____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Цели и задачи самообразования: ___________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Когда начата работа над темой, сроки ее завершения: _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Творческое сотрудничество по теме самообразования _________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Изучение передового опыта (сколько посещено уроков, внеклассных мероприятий): ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Практическая реализация работы по теме самообразования (открытые уроки, мероприятия, участие в конференциях, семинарах и т.п.): __________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Изучаемая литература по теме: ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы: _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение.
Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для УО, уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами контроля за деятельностью педагога.
Важнейшими направлениями в самообразовании могут быть:
- изучение новых программ и учебников, методических пособий по предмету и смежным дисциплинам, уяснение их особенностей и требований;
- изучение дополнительного научного материала;
- проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов и упражнений;
- самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера;
- изучение практического опыта других учителей;
- изучение методической и общепедагогической литературы.
Документация по самообразованию
- Индивидуальный план по самообразованию.
- Технологическая карта учителя.
- План методической работы учителя.
Формы отчётности по самообразованию
- открытый урок по новой технологии или его видеозапись;
- педагогический опыт по теме самообразования (приёмы и методы работы, методические рекомендации к ним, особенности содержания учебного материала) с соответствующими приложениями(раздаточными и дидактическими материалами, работами учащихся),
- реферат по теме самообразования (подборка из статей, монографий, книг, оформленная в связный текст, о приёмах, методах и содержании учебного материала, описанных в литературе). В реферате указывается список использованной литературы;
- аннотированный список литературы по теме самообразования (название статьи, книги и т.д., краткая аннотация из 10-12 предложений о содержании);
- выступление на педагогических чтениях, заседаниях МО.
Цели и задачи, решаемые при работе над темой самообразования (образец):
- изучить приёмы организации самостоятельной работы, имеющиеся в литературе, в опыте учителя;
- отобрать те из них, которые наиболее эффективны в условиях лицея при работе с учащимися, с учётом имеющегося педагогического опыта учителя;
- апробировать отобранные приёмы в учебно-воспитательном процессе;
- отобрать те приёмы, которые Вами реализуются особенно успешно;
- оформить выводы, заключение о методических особенностях, месте в системе уроков, технологии их применения;
Этапы проработки материала ( образец):
Отбор литературы - сентябрь
Изучение литературы -октябрь-ноябрь
Посещение уроков у коллег
с целью изучения пед.опыта -декабрь-январь
Обработка полученного материала -январь
Апробация полученных результатов
на своих уроках и их дальнейшая коррекция -февраль-апрель
Оформление материалов(реферат, доклад, открытое
мероприятие и т.д. –апрель
Отчёт по самообразованию -май