Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г.Полоцка
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №2 г.Полоцка
Во время экзамена
Ученикам - Выпускникам
Во время подготовки к экзамену
Ученикам - Выпускникам
1. Не читайте подряд весь учебник. Повторяйте по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и кратко запишите все, что знаете по этому вопросу, а затем проверьте себя по учебнику.
2. Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто рассказывайте маме, другу, любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответы на магнитофон, а потом прослушать себя как бы со стороны.
3. Не старайтесь выучить весь учебник наизусть. Помните: ваша задача - не запомнить, а понять. Концентрируйте внимание на основных, главных мыслях. Хорошо выучите план ответа на вопрос.
4. Сосредоточьтесь на конкретных задачах - подумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляйте план ответа на каждый вопрос, причем каждый день на отдельном листе, чтобы к концу дня вы видели как бы материальное выражение своего труда.
5. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене.
6. За несколько дней до экзамена обязательно "проиграйте" мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, ситуацию, комиссию, свой ответ. Сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания.
У каждого из вас нас бывают проблемы и жизненные трудности. Иногда человеку начинает казаться, что проблемы огромны или их так много, что справиться с ними невозможно. Это не так.
Запомните! Выход из проблемы есть всегда! Главное, постараться воспринять то или иное событие не как проблему, а всего лишь как препятствие на пути к достижению цели, которое Вы обязательно преодолеете. Поверьте в себя и все получится.
А самое главное, помните - вы не одиноки. Всегда найдется тот, кто окажет Вам помощь.
«ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ» (экстренной психологической помощи в Республике Беларусь)
|
Телефон |
Время работы |
«Телефон доверия для детей и подростков» психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях. |
8 017 263 03 03 |
круглосуточно |
Общенациональная детская линия помощи |
8 801 100 16 11 |
круглосуточно |
Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия |
8 801 100 88 01 |
(ежедневно с 08.00 до 20.00) |
Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»
|
8 029 899 04 01 Можно обращаться через мессенджеры Телеграм(Telegram) Вайбер (Viber) Ватсап (WhatsApp) 8 029 899 04 01 |
круглосуточно |
г. Минск: |
||
для взрослых |
8 017 352 44 44 |
круглосуточно |
8 017 304 43 70 |
круглосуточно |
|
для детей и подростков |
8 017 263 03 03 |
круглосуточно |
Минский областной клинический центр «Психиатрия — наркология» |
8 017 202 04 01 |
круглосуточная служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» |
Витебская область: |
||
г. Витебск |
8 0212 61 60 60 |
круглосуточно |
г. Полоцк |
8 0214 77 22 20 |
08.00 — 20.00 |
г. Орша |
8 0216 51 00 19 |
08.00 — 20.00 |
г. Новополоцк |
8 0214 37 13 75 |
08.00 — 20.00 |
Центры дружественного отношения к подросткам в Витебской области:
|
Телефон |
Адрес |
Витебский ЦЗМ |
8 0212 57 24 71 8 0212 57 78 79 |
г. Витебск, ул. Чкалова, д. 14В |
ЦЗМ ”Откровение“ УЗ ”Полоцкая детская поликлиника“ |
8 0214 46 76 55 |
г. Полоцк, ул. Е.Полоцкой, д. 18 |
ЦЗМ ”Диалог“ УЗ ”Новополоцкая детская поликлиника“ |
8 0214 51 90 90 8 029 594 52 76 |
г. Новополоцк, ул. Калинина, д. 5 |
ЦЗМ ”Надежда“ УЗ ”Оршанская центральная поликлиника“ детская поликлиника № 1 |
8 0216 51 17 21 |
г. Орша, ул. Пионерская, д. 15 |
Приемная Национальной комиссии по правам ребенка находится по адресу: 220030, г. Минск, ул. Кирова, 16, каб.108, тел. 8 017 327 31 38
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 8 017 300 10 06
Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов 8 801 100 21 21 по будням с 9.00 до 17.00
Витебский областной детский клинический центр Горячая линия 8 0212 57 13 95 с 14.00 до 16.30
в г.Полоцке: 8(0214)-43-22-20. По этому телефону Вы можете обратиться за любой психологической помощью круглосуточно.
Кроме этого в городе существует Центр здоровья молодежи "Откровение".
Для того чтобы оказывать помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в Центре создана консультативная группа, в которую входят:
• Психолог (индивидуальные консультации)
• Гинеколог (консультирование девушек)
• Уролог (консультирование юношей)
• Валеолог (консультирование по ведению здорового образа жизни: рациональное питание, правильный режим дня, личная гигиена)
При необходимости к работе привлекаются представители церкви.
Все консультанты ведут индивидуальный прием. К нам можно обратиться анонимно (не называя паспортных данных, места учебы). Все услуги Центра оказываются бесплатно.
Сотрудниками Центра проводятся так же занятия в группах в форме лекций с просмотром видеофильмов, бесед, диспутов, круглых столов, тренингов, интерактивных игр по различным темам:
• пропаганда здорового образа жизни (рациональное питание, правильный режим дня, личная гигиена);
• охрана репродуктивного здоровья (нравственность и здоровье, профилактика нежелательной беременности, абортов, профилактика инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИДа);
• профилактика употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, курения).
В Центре работает ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 42-76-55 (с 8.00 до 17.00 (понедельник-пятница))
По этому номеру можно получить консультацию по интересующим вопросам и записаться на прием к специалистам.
Либо прийти по адресу: г. Полоцк, ул. Е.Полоцкой,18
или зайти на их сайт: Центр здоровья молодежи "Откровение"
Телефон доверия ГУО "Социально-педагогический центр полоцкого района"
- 49-35-49 (8.00 - 16.30; вторник и пятница 8.00 - 18.30
Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают… Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?
Организация времени в период подготовки к экзаменам и ЦТ
У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел.
Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:
Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.
Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.
Привычка откладывать дела на потом
Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?
Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.
Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.
Как лучше запомнить учебный материал
Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.
Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом.
Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:
При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.
Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание.
Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.
Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа.
Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.
Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.
1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня.
Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.
2. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
3. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
4. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову.
Сложности борьбы со стрессом возникают из-за того, что он у всех проявляется по-разному, поэтому и справляется с ним каждый по-своему. Нет волшебного лекарства от предэкзаменационного стресса, но есть способы, которые отлично помогают легче его пережить.
1. Надейся на лучшее, готовься тоже к лучшему. Не надо программировать себя мыслями вроде «какой будет ужас, если я не сдам», «родители будут очень разочарованы», «я так плохо готов, что точно не выйдет». Нужно срочно забыть как страшный сон эти фразы. И начать думать позитивно, потому что всё начинается с наших внутренних установок. Если ты думаешь, что справишься, — так и будет. Нужно чаще говорить самому себе: «я прикладываю максимум усилий для достижения результата, всё обязательно получится». И обязательно не забывать хвалить себя даже за небольшие успехи (ещё вчера решал только 15 заданий, а сегодня уже могу решить шестнадцатое).
2. Создай образ экзамена. Чтобы снизить вероятность того, что от волнения забудешь, можно ли делить на ноль, постарайся как можно точнее моделировать ситуацию экзамена. По шагам мысленно проживай день Х: вот ты заходишь в кабинет, садишься за парту, вот раскрываешь конверт с материалами и так далее. Чем подробнее будут твои представления об экзамене, тем меньше паники будет в тот самый ответственный день.
3. Пиши пробные экзамены. Это отличная тренировка. Олимпийский чемпион не сразу оказывается на олимпиаде и берёт золото. До этого он проходит областные, региональные и всероссийские соревнования. Представь, что экзамен — это своеобразная олимпиада, а пробные работы — это возможность выступить на более простых соревнованиях и приобрести необходимый опыт.
4. Отдыхай. Не видел друзей несколько месяцев? Зубришь 24 часа в сутки? Не бываешь на улице кроме как «в школу-из школы»? Дело плохо и нужно срочно исправлять это! Наша нервная система — это не вечный двигатель, и организму просто необходим отдых. Кстати, вы же помните, что отдых — это смена деятельности? Переключись на что-нибудь активное: бег, плавание, танцы, спортзал. Это поможет набраться энергии. Поиграть за компьютером в четырёх стенах — это не лучшая идея, мозгу нужен кислород, а телу –физическая активность.
5. Занимайся творчеством. Да, именно творчество считается одним из самых эффективных способов борьбы со стрессом. Недаром многие известные художники или писатели создали шедевры в те периоды жизни, которые явно не назовешь спокойными. Давно хотел порисовать, написать стих, научиться петь или танцевать? Не бойся потратить на эти занятия пару часов в неделю, это будет только на пользу.
6. Здоровое питание и полноценный сон. Постарайся в стрессовые периоды жизни не употреблять напитков, содержащих кофеин, откажись от быстрых углеводов (булочки, молочный и белый шоколад, печенье, чипсы и прочие прелести оставим на потом). Попробуй употреблять в пищу больше белков, а вредные сладости замени мёдом и орехами. Память и внимание будут благодарны тебе! Кстати, для памяти очень полезно есть греческий йогурт, орехи, авокадо, рыбу, чернику и корицу. Так что, изучая очередной конспект, можешь перекусить чем-то из этих продуктов.
7. Не сдерживай эмоции. Ты же не робот, верно? А людям свойственно переживать, так что не стоит замыкаться и думать, что никто тебя не поймет. Обязательно поймут и поддержат. Не стесняйся показаться эмоциональным, расскажи близким людям, почему ты волнуешься, что именно в экзамене тебя пугает.
... на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.
Прежде всего, не теряйте головы, сохраняйте спокойствие (хотя бы внешнее). Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? Если не вспомнили - переходите к следующему пункту плана. В конце ответа всегда можно вернуться к тому, что вы пропустили.
... вы уже почти закончили отвечать, и тут-то вспомнили, о чем забыли сказать.
Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответ ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным.
... вам задают дополнительный вопрос.
Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
... вы ошиблись.
Ну и что? Если вы знаете, как исправить ошибку, сделайте это. Если же неуверенны, правильно ли вы ответили, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласитесь.
1. Взяв билет, продумайте план ответа. Начинайте готовиться выполнять то задание, которое (пусть совсем ненамного) для вас легче.
2. На устном экзамене постарайтесь закончить подготовку на одну-две минуты раньше того, как вас вызовут отвечать. В эти две минуты повторите план ответа и ход выполнения практического ответа.
3. Сформулируйте цель ответа. Не оценку, которую вы рассчитываете (или боитесь) получить, а то, о чем вы должны рассказать.
4. Отвечая, обязательно пользуйтесь листком с планом и примерами, написанными при подготовке.
5. Во время ответа примите позу уверенного человека, сделайте соответствующее выражение лица, говорите четко, уверенным голосом.
Учеба составляет большую часть нашей жизни. Некоторые учатся больше, некоторые меньше, но вот экзамены сдают все. Как же сдать удачно экзамен. Во-первых, надо всегда учить, а не только перед экзаменами. Во вторых надо отдыхать сколько нужно, выспаться. И в-третьих, надо хорошо питаться. Особенно это актуально для весны, когда организм истощен.
Перед экзаменами организм находиться еще и в состоянии стресса, что тоже неблагоприятно влияет на организм. В этот ответственный период особенно важно обеспечить рациональное питание, способствующее высокому уровню работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов.
Все, что мы едим, влияет на работу нашего мозга. Белки и витамины стимулируют мозговую деятельность. Углеводы оказывают успокоительное действие. Бананы и шоколад улучшают настроение и способствуют образованию эндорфинов. Инжир, тмин, креветки, орехи, способны повысить концентрацию внимания, а морковь, ананасы и авокадо, укрепляют память.
При умственном труде рацион должен быть полноценным, но и умеренным одновременно, так чтобы это не повлияло на массу тело. Правда, считается, что хороший способ отдохнуть умственно, это напрягаться физически. Еще, не стоит увлекаться мучными изделиями и сдобой, так как от них больше вреда, чем пользы, можно, но немного. Особенно полезно в период экзаменов кушать: сыр, куриное мясо, телятину, индейку, сельдь, лосось, треску. Обязательно надо включить в рацион кисло-молочные продукты, так как: кефир, йогурт, простоквашу, бифидок.
Богатым источником витаминов и микроэлементов являются овощи и фрукты. Но в стрессовых ситуациях организм использует много витаминов, так что иногда даже требуются курс витаминов приобретенных в аптеке.
Предпочтительнее их сочетания с минералами. Жиры тоже необходимы для нормальной жизнедеятельности. Они содержат жирорастворимые витамины: А, Д, Е, К, и другие активные вещества. Растительные масла улучшают холестериновый обмен. А вот бараний, свиной и говяжий сыр, желательно не употреблять, так как они «засоряют» сосуды и ухудшают память.
На 2-3 секунды отвлекитесь от текста, подумайте о чём-нибудь другом, закройте глаза или поднимите их от листа. Это важный психологический момент.
Теперь прочитайте текст и проанализируйте постановку знаков препинания, хотя выверять их желательно, когда текст читает экзаменатор. Если вы решили доставить или зачеркнуть какой-либо пунктуационный знак, не торопитесь, подумайте, какую роль он должен играть в предложении.
Для проверки написания слов необходимо произвести орфографический разбор каждого слова. Исправления выполняйте ручкой: зачеркните тонкой косой линией неправильную букву, а сверху напишите верную.
Экзаменатор выразительно читает весь текст диктанта. Внимательно прослушайте его. Если услышите непонятные слова, обязательно выясните их значение у экзаменатора. Постарайтесь вникнуть в смысл текста и понять его.
Далее текст читается по предложениям. Каждое предложение читается 3 раза: первый раз - полностью, второй раз диктуется по частям и третий раз -полностью и с выражением. При первом чтении предложения ничего не записывайте, но постарайтесь определить его структуру (простое или сложное, чем осложнено); запомните последние слова предложения, чтобы знать, где закончится предложение. Во время диктовки предложения по частям не торопитесь, пишите аккуратно, не расставляя знаков препинания (исключением может быть выделение вставных конструкций, слова, запятая перед союзами а, но, зато). Всё внимание обратите на написание слов. Знаки препинания расставьте во время третьего чтения предложения.
После того, как напишете весь диктант, экзаменатор снова выразительно читает текст. Теперь необходимо ещё раз проверить написанное, осознать знаки препинания.
Обычно даётся минут 5-7 на самопроверку диктанта.
1. Как слушать текст первый раз?
2. Как работать в перерыве после первого чтения текста?
Опорное слово
Опорное слово
Опорное слово;
3. Как слушать текст во второй раз?
4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме:
5. Написать чистовик изложения и вновь проверить не менее двух раз.
1. ЧТО ТАКОЕ СПАЙС? ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ КУРИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ (СИНТЕТИЧЕСКИЕ КАННАБИНОИДЫ).
В последние годы на легальном и нелегальном рынках появились (и появляются) препараты, содержащие в своем составе психоактивные вещества, сходные по воздействию на организм как классические каннабиноиды. На рынке представлены в виде курительных смесей, названных «СПАЙС (SPICE)» (в переводе с английского «специя», «пряность»).
Продажа смесей «СПАЙС (SPICE)» осуществлялась в странах Европы с 2006 года (по некоторым данным – с 2004 года) под видом благовоний преимущественно через интернет-магазины. В 2008 году было установлено, что действующим компонентом смесей являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола (ТГК) – основного действующего вещества марихуаны. Своевременному выявлению синтетических каннабиноидов в травяных смесях «СПАЙС (SPICE)» помешали наличие в составе смесей растений, потенциально обладающих психоактивными свойствами, добавки большого количества балластных соединений (таких как витамин E) с целью скрыть действующее вещество, а также отсутствие информации о спектральных свойствах синтетических каннабиноидов в большинстве баз данных для масс-спектрометрического анализа.
«СПАЙС» – курительные смеси независимо от их происхождения, содержащие в своем составе подконтрольные вещества группы синтетических каннабиноидов, либо подконтрольные растительные объекты. «СПАЙС» – объекты промышленного и кустарного производства, как правило, содержащие в своем составе каннабиноиды группы дибензопирана (парагексил, ДМГП, HU-210), и (или) неклассические бициклические каннабиноиды (CP-47, 497 и его гомологи), и (или) каннабиноиды группы аминоалкилиндолов (JWH), и (или) продукты переработки растения ШАЛФЕЙ ПРЕДСКАЗАТЕЛЕЙ (Salvia divinorum), и (или) САЛЬВИНОРИН А, и (или) продукты переработки растения РОЗА ГАВАЙСКАЯ (Argyrea nervosa), и (или) продукты переработки растения ГОЛУБОЙ ЛОТОС (Nymphea caerulea). К «СПАЙСАМ» будет относиться и любая другая курительная смесь, содержащая неназванные выше подконтрольные вещества, имитирующая действия продуктов переработки каннабиса.
Влияние синтетических каннабиноидов на организм человека на данный момент изучено недостаточно. Хотя их действие на психику аналогично действию тетрагидроканнабинола (ТГК), нет оснований быть уверенным в том, что риски, связанные с их употреблением, сравнимы с рисками при употреблении тетрагидроканнабинола. Сегодня мы уже сталкиваемся со случаями, когда возникает заболевание шизофренией. И однозначно видим, что употребление этого наркотика приводит к неконтролируемому поведению и летальным исходам. Коварность этого психотропа заключается в том, что реакция на него у разных людей может разительно отличаться. И у абсолютно здорового, сильного человека после употребления могут возникнуть сильнейшие психозы или аллергические реакции.
Пример: Столичная студентка Мария в ночь с 13 на 14 февраля 2014 года отправилась на квартиру к своему знакомому, а через некоторое время ее забрала из дома машина скорой помощи. Однако, спасти жизнь девушки не удалось. Как было установлено позже – накануне девушка употребляла спайс.
Преступный мир гибко и быстро реагирует на принимаемые в отношении него меры. Теперь уже синтетический наркотик не обязательно продают в красивой упаковке. Теперь это просто любая растительная масса, обработанная наркотиком (обычная трава, чай, табак и т.п.) либо получившие наибольшее распространение так называемые «марки» - кусочки бумаги, пропитанной синтетическим наркотиком. От этого наркотик становится только более опасным. В распространение наркотиков втягиваются люди, не понимающие всех нюансов химических реакций. Среди наркодиллеров попадаются уже и подростки. Концентрация наркотиков определяется «на глаз» и от этого невозможно определить допустимую дозу.
Пример: 17 февраля 2014 года 15-летний подросток в г.Минске умер в квартире друга от передозировки наркотиками. В этом случае подросток вместе с друзьями употребил так называемую «марку» (наркотик в виде бумаги с нанесенным на нее психотропом). Через несколько дней правоохранительные органы задержали двух наркодиллеров, которые продали те самые марки. Ими оказались двое молодых жителей Бобруйска. При задержании наркоторговцы плакали и старались вызвать к себе жалость. Сейчас в отношении двух наркоторговцев возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 328.
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Если употребление наркотиков, в том числе синтетических влечет в первую очередь вред здоровью, возможно постановку на учет к врачу-наркологу, соответствующее лечение и т.п., то факты наличия у гражданина наркотического вещества или его реализации – влекут уголовную ответственность.
Статья 328 Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов».
(Справка: Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности)
Примечание. Уголовным Кодексом предусмотрено, что лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
3. КАК ВЫЯВИТЬ ЧЕЛОВЕКА, УПОТРЕБЛЯЮЩЕГО КУРИТЕЛЬНЫЕ СМЕСИ?
Главная опасность данных наркотиков – их доступность и простота употребления.
Признаки употребления курительных смесей
Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов.
Насторожитесь, если в поведении человека без видимых причин замечаются:
Любой из перечисленных признаков в отдельности вряд ли может достоверно свидетельствовать об употреблении человеком наркотиков, однако наличие нескольких из этих признаков должно вызывать подозрение. В таких случаях необходимо попытаться незамедлительно выяснить причины появления этих признаков.
4. ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Сегодня в нашей стране все громче и тревожнее звучат голоса: «Осторожно — наркотики!». Несмотря на принимаемые меры, наркоманов становится все больше. А ведь не так давно мы считали, что такое может быть где угодно, но не у нас.
«Наркоман!» — это слово стало уже обычным в нашем лексиконе. Что же за ним? За этим словом — искалеченные жизни, сломанные судьбы, отчаяние, страх, боль, смерть и преступление!
Очень многое, если не основное, зависит от родителей, от семейного климата и взаимоотношений в семье. Там, где существует опасность приобщения детей к наркотикам, как никогда актуальна простая и банальная истина: «Дети требуют внимания!»
Эта аксиома, казалось бы, известна всем. Но, как часто мы забываем о ней в суете будничного труда и заботах. А ведь именно с общения с родителями начинается процесс воспитания детей, усвоения ими всего хорошего и полезного.
Мамы и папы! По возможности старайтесь чаще беседовать с детьми на самые различные темы, особенно на те, которые в данный момент представляют для них наибольший интерес. О чем бы вы ни говорили с детьми, постарайтесь ненавязчиво дать им хотя бы один совет из области соблюдения правил личной безопасности.
Если есть опасность приобщения к наркотикам вашего ребенка, необходимо немедленно принимать все меры против этого.
Будьте настоящим другом своему ребенку, если у него уже возникли проблемы с наркотиками, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью!
Не каждый, кто пробует наркотики, обязательно станет наркоманом, но совершенно бесспорно, что каждый, кто уже привык к ним, начал с того, что однажды попробовал наркотик.
Коварная особенность наркотика заключается в том, что организм человека, принимающего это вещество неоднократно, в течение некоторого времени перестает реагировать на принимаемую дозу и требует постоянного ее увеличения.
Относительно продолжительное употребление наркотиков порождает пагубную привычку к этим веществам — человек становится наркоманом.
Одно из самых опасных действий наркотика на организм заключается в том, что он способен в самые короткие сроки сформировать жесткую зависимость состояния человека, его физического и психического самочувствия от употребления препарата.
5. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ПРИОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКА К НАРКОТИКАМ?
Причин и условий, способствующих приобщению к наркотикам, довольно много и знание хотя бы основных из них сможет помочь в целенаправленной профилактической работе. Ведь, как известно, чтобы победить врага, его нужно знать.
Причины:
6. ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?
Если Вы обнаружили у вашего ребенка наркотические средства, предположите самое худшее — что он пристрастился к наркотикам. Приглядитесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и нормальные возрастные изменения подростка.
Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка. Резкие изменения в его поведении должны насторожить вас. Незаметно проверьте, нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это поможет вам своевременно заметить беду, когда еще можно поправить положение.
Особенно будьте бдительны в отношении друзей вашего ребенка. Узнайте о них как можно больше. Постарайтесь увидеть или познакомиться с их родителями (например, на родительском собрании в школе). В любом случае не стесняйтесь говорить с детьми о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики (медицинскими, нравственно-этическими, юридическими и т.п.).
Если вы уверены, что ваш ребенок употребляет наркотики, скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмещаться в ситуацию.
Если Вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста-нарколога.
Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.