Рекомендации для учителей

Рекомендации педагогам по сохранению психологического здоровья обучающихся

  1. Моделируйте образовательную среду урока, учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся.
  2. Создайте на уроках благоприятный психологический климат, атмосферу терпимости и доброжелательности.
  3. Помогайте учащемуся овладевать деятельностью пошагово, каждый раз выделяя критерии успешности в движении к намеченной цели.
  4. Соизмеряйте требования к учащемуся с его реальными возможностями.
  5. Учитывайте состояние здоровья учащегося. Особенности поведения учащегося зависят даже от незначительных отклонений в работе центральной нервной системы.
  6. Отделяйте поведение, поступки учащегося от его намерений. Помните, что намерения обычно бывают хорошими, а вот способы их реализации не всегда приемлемыми. Осуждая поступок, не осуждайте учащегося.
  7. Старайтесь замечать даже небольшое движение учащегося в реализации намеченной цели.
  8. При проведении контрольных работ будьте доброжелательны, не запугивайте учащихся сложностью предстоящей работы или возможными негативными последствиями неудачи.
  9. Постарайтесь обращаться к учащемуся, используя позитивные слова.
  10. Помните, что Ваше настроение передается группе, контролируйте свои эмоции.
  11. Используйте на уроке разнообразные задания и виды деятельности, чтобы каждый учащийся смог проявить себя.
  12. Придерживайтесь демократического стиля педагогического взаимодействия с ребенком. Сотрудничество оптимальный стиль взаимодействия.
  13. Обязательно оказывайте ребенку психолого-педагогическую поддержку. Истинная поддержка основывается на акцентировании способностей ребенка, его положительных сторон. Помогайте учащемуся обрести уверенность в своих возможностях справиться с поставленной задачей.
  14. Соблюдайте золотое правило педагогики: хвали при всех, ругай по- одиночке.
  15. Учитывайте индивидуально-психологические особенности учащегося при похвалах и порицаниях: экстравертам требуется больше словесных поощрений, интроверты судят о вашем отношении по действиям и поступкам. Одному учащемуся достаточно маленького замечания, а другой не реагирует даже на серьезные порицания.
  16. В любой ситуации выручает мягкий юмор. Он позволяет разрешить ситуацию, сохраняя психологическое благополучие всех ее участников.
  17. Старайтесь думать об учащихся позитивно, так как учащиеся «чувствуют» отношение педагога на расстоянии. Будьте доброжелательны.
  18. Формулируйте свои мысли в виде Я - высказываний. Например:«Мне хотелось бы, чтобы ты еще поработал над своим сочинением». Избегайте ненужных вопросов: «Ты собираешься дорабатывать свое сочинение?» Такие вопросы несут в себе негативное отношение и вызывают раздражение ребенка.
  19. Особое внимание уделяйте детям-интровертам на уроках. Такие дети мало говорят на уроке, редко поднимают руку. Важно, чтобы учитель умел видеть по ребенку, что тот мысленно работает вместе с ним и готов ответить. Интровертный учащийся ждет, когда педагог сам обратиться к нему, и может не поднять руку даже тогда, когда очень хорошо знает учебный материал. Если ребенок-интроверт, редко поднимающий руку, поднял ее, учителю стоит отдать ему преимущество перед детьми-экстравертами, т.к. вряд ли он поднимет руку во второй и, тем более в третий раз. Учащегося же экстраверта не смущает тот факт, что учитель «не замечает» его руку и он настойчиво будет поднимать ее еще и еще.
  20. Соблюдайте требования СанПина, не перегружайте учащихся домашними заданиями. Помните, что когда на человека сваливается такое количество дел, которое он явно сделать не в состоянии, срабатывает психологическая защита и человек не  делает  ничего, даже того, что мог бы сделать.
  21. Соблюдайте чувство меры, предлагая распространенные ныне «творческие» задания, сочинения, рефераты, рисунки к рассказам, составление кроссвордов и т.п. Отрицательные стороны неразумного использования творческих заданий их выполнение требует гораздо большего времени, чем выполнение обычных, стандартных заданий, не все учащиеся умеют и любят рисовать или сочинять, и слишком частое обращение к таким заданиям их раздражает.
  22. Равномерно распределяйте поручения и обязанности. Учащийся никогда не станет ответственным, если ему не за что отвечать.
  23. Следите за тем, чтобы общественные роли и поручения менялись. Важно, чтобы учащийся нашел свою нишу, выбрал свой стиль, а это возможно, если он попробует себя в разных ролях.
  24. Устраивайте в середине урока минутки отдыха: это может быть физкультминутка или удачная шутка, помогающая снять утомление.
  25. Следите, чтобы в кабинете постоянно был доступ свежего воздуха, так как в душном помещении резко снижается работоспособность учащихся.
  26. Во время занятия необходимо задействовать все каналы получения информации, избегайте перегрузки одного(слухового, зрительного или др.)
  27. Анализируйте формы и методы воздействия на личность учащихся, старайтесь пользоваться наиболее эффективными, часто учитель автоматически выбирает один метод(повышение голоса), который не приводит к желаемым результатам, а только ухудшает самочувствие и педагога и учащегося.

Успехов Вам, уважаемые коллеги!

свернуть

Рекомендации педагогам по адаптации первоклассников

Формы работы с участниками образовательного процесса по профилактике насилия в семье

      Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
      Прервать дальнейшее распространение жестокого обращения в семье по отношению к детям способна эффективная система профилактики по следующим направлениям: работа собственно с семьями, работа с детьми с учетом имеющейся специфики, работа с педагогами.
Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
При работе с педагогами главными задачами являются:
•создать предпосылки для формирования безопасной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а так же оказание психологической и иной помощи педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
•информировать представителей педагогического коллектива о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
•усилить контроль за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе.
Формы работы с педагогами:
активные формы работы (тренинги, деловые игры, практикумы и т.д.)
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
психолого-педагогические чтения.
Работа с родителями.
При работе с родителями основная задача педагогов – донести до сознания родителей тот факт, что насилие не воспитывает, оно приносит вред и унижает детей.  В побоях и наказаниях видят подходящие средства только те родители, которые не знают другого пути объяснить своим детям, что плохо, а что хорошо, и научить их правилам поведения. Даже если телесные наказания применяются в экстраординарных случаях, то и это нельзя оправдать, потому что существуют и другие способы воспитания.  Ребенок подражает насильственному поведению своих родителей, и чрезмерной возбудимостью, и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкиваются на агрессию. Таким образом, создается порочный круг поведения. Можно полагать, что жестокое обращение в семье  служит моделью агрессивного поведения. 
При работе с семьей главным является:
помочь родителям найти подходящую систему воспитания, альтернативные методы, набор средств родительского воздействия, которые исключали бы телесные наказания;
дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям, а устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения;
обучить родителей методам ненасильственной педагогики, побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая поток требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку и предлагая варианты решения возникающих проблем.
Формы работы с родителями по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье:
родительские собрания (лекции, тренинги, кинолектории и т.д.)
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
вовлечение родителей в жизнедеятельность школы (классные и общешкольные мероприятия, походы, посещение уроков и т.д.)
наглядная информация (брошюры, статьи для родительского уголка)
Формы работы с детьми по предупреждению жестокого обращения
встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения;
правовые лекции;
занятия по самозащите;
тренинги, игры по формированию навыков безопасного поведения;
размещение на информационных стендах адресов и контактных телефонов организаций, оказывающих помощь.
свернуть

Алгоритм действий педагогов при обнаружении признаков насилия в отношении ребенка

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;
- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
- информация от педагогов;
- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
- результаты медицинского осмотра, наличие синяков, ссадин и др.;
- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
-изменения в поведении ребенка, плохая концентрация внимания, неухоженность, апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка, нежелание идти домой, усталость и др.

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей либо лиц их замещающих, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении ребенка
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в отдел по образованию райисполкома и РОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с нормативными правовыми актами, направленными на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

свернуть

Домашний визит

ПАМЯТКА

классному руководителю при подготовке к посещению учащихся

 

  1. О времени посещения необходимо обязательно заранее предупредить родителей учащегося(без предупреждения  возможно посещение, если учащийся заболел или пропускает школу по неизвестным причинам).
  2. Перед посещением классный руководитель должен быть готовым дать общие советы по следующим вопросам:
    • организация выполнения домашних заданий;
    • содержание рабочего места;
    • режим дня;
    • гигиена мальчика, девочки;
    • организация детского труда;
    • организация домашнего чтения, досуга.
  3. При посещении классный руководитель должен быть готов дать родителям совет, рекомендацию по оказанию помощи учащемуся в исправлении тех или иных недостатков.
  4. Нельзя идти к родителям с жалобами на ребенка, следует вместе искать пути к сердцу ученика, влиять на положительные черты (а они есть у каждого), будить совесть, честь, учить думать о людях, заботиться о них и т. п.
  5. При посещении необходимо аккуратно выяснить:

-поведение дома, отношение к родителям и членам семьи, кого в семье больше уважает, слушает;

-участие в домашнем труде, как содержит ребенок рабочее место, чем любит заниматься, с кем дружит, что читает, как учит уроки.

 

План беседы с родителями

для получения общих сведений о семье учащегося

 

  1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства?
  2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?
  3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?
  4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения?
  5. Какие книги любит читать Ваш сын (дочь)?
  6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?
  7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал?
  8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?

9.Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?

10.Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике?

  1. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю?

  

 

свернуть

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

21.11.2019

I. Приемы саморегуляции.

Этими приемами саморегуляции можно пользоваться для избегания стресса. Но самое главное – это научиться прислушиваться к собственному организму, к тем сигналам усталости, которые он посылаем. Лучше немного отдохнуть до того, как вы будете «валиться с ног».

Упражнение «Кольцо огня». Инструкция: «Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает все негативное, что может быть на вас направлено. Вам внутри тепло и спокойно».

Упражнение «Мысленное созерцание». Инструкция: «Не прерываясь и не отвлекаясь на что-нибудь, созерцайте любой предмет в течение 3-4 мин., затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях. После этого откройте глаза и сравните «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз.

II. Работа с негативными чувствами

Ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в вас различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и др. Самое главное – выговорится. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства на бумаге (написать, нарисовать что-то.

Упражнение «Кратер вулкана». Инструкция: «Представьте, что вы стоите на краю кратера вулкана. Выбросите в кратер все то, что вам мешает в жизни (это могут быть обиды, страхи и др.) ».

Упражнение «Выбрасываем злость». Инструкция: «Представьте свою злость (обида, страх). Какого она цвета? Размера? Веса? Какой она формы? Может, она похожа на что-то? Нужно ли вам столько злости? Выбросите лишнюю злость в мусорное ведро или надуйте мяч из злости и киньте его подальше».

Упражнение «Пресс». Игровое упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности. Упражнение лучше делать перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Инструкция: «Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет».

«Релаксация»
Инструкция: 1. Лягте (в крайнем случае, присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений.

2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох – как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните 20 секунд

3. Волевым усилием сокращайте мышцы тела или их группы. Сокращение удерживайте 10 секунд, потом расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чем ни думайте.

4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».

5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете, что расслабленны ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как тряпичная кукла, наслаждайтесь испытываемым ощущением секунд 30.

6. Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладится состоянием расслабленности.

7. Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, и я буду чувствовать себя бодрым. При этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло».

Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им расслабление достигается быстрее.

III. Упражнение на целеполагание.

Упражнение поможет осознать, сформулировать свои личные и профессиональные цели.

Упражнение «Цветок. Инструкция: «Нарисуйте цветок, в сердцевине напишите свое имя, на лепестках напишите то, что является важной частью Вашей жизни, то, что вы цените больше всего. На самом деле в вашей жизни эти лепестки неодинаковые – чему-то мы уделяем больше внимания, а чему-то меньше. Пусть размер лепестков показывает, сколько вы уделяете внимания этой частице вашей жизни. У вашего цветка может быть стебель и листья. Все ли вас устраивает? Подумайте, что вы можете сделать для каждой части вашей жизни, чтобы она вас устраивала. Не нужно общих фраз, напишите конкретные действия, которыми вы можете изменить каждую часть к лучшему. Вы можете изменить размер лепестков (нарисуйте пунктиром) или нарисовать новый цветок. Сделайте ваш цветок таким, каким хотите».

IV. Снятие напряжения.

Для того, чтобы преодолевать внутреннее напряжение, важно уметь расслабляться, то есть владеть приемами релаксации, которые основаны на расслаблении мышц.

Как этого достичь:

1) отложите на время решение проблемы, которая вас беспокоит;
2) в течение 2-3 мин. Займитесь расслаблением, используя один из приемов, представленных ниже;

3) освободившись от напряжения, вы можете вернуться к решению первоначальной проблемы.

Упражнение «Вопросы самому себе».
Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущение покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления) .

Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:
- Это действительно так важно?

- Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?

- Будет ли это так важно для меня через две недели, через месяц?

- Может ли что-то быть еще хуже?
- Стоит ли из-за этого так сильно переживать?
Таким образом, выбрав для себя наиболее эффективные способы расслабления, вы сможете более чем успешно справится со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для вас и вашего окружения.

Уделять внимание чувствам — занятие непривычное в повседневной жизни. Вероятно, влияет воспитание (с самого детства родителями, а затем учителями накладывается табу — запрет на открытое выражение чувств и эмоций ребенком) и обучение в школе, где больше времени уделяется мышлению. Вот почему впоследствии нам легче говорить о том, что думаем, чем о том, что чувствуем. В нашем обществе не принято открыто радоваться, не говоря уже о негативных чувствах, от которых вообще стремятся быстрее избавиться и забыть про них. В случае, когда негативные эмоции не осознаются и подавляются, они управляют нашим поведением. И наоборот, осознание негативных эмоций и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

21.11.2019

 1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

 2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

 3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

 4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

 5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните

 6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

 7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

 9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

 10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

 11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

 12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

 13. Не забывайте хвалить себя!

 14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

 15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

 16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

 17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

 18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

 20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

 21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

 22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

 24. Музыка – это тоже психотерапия.

 25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

 26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

 27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

 28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

 29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Помните: работа - всего лишь часть жизни.

свернуть